Правительство намерено облегчить порядок перевода земельных участков из одной категории в другую для строительства жилья

625 10.05.2006

Правительство в ближайшее время примет постановление, облегчающее порядок перевода земельных участков из одной категории в другую с тем, чтобы их можно было использовать для жилищного строительства, сообщил в среду на совещании в Томске глава МЭРТ Герман Греф.

Комментарий:
На самом деле отмена компенсаций значительно удешевит процесс перевода земель из одной категории, и, что самое важное, сократит время на проведение процедуры перевода, последующего изменения разрешенного вида использования земельных участков, в том числе и под индивидуальное жилищное строительство и строительство дачных поселков. Но вместе с тем есть сомнения, что отмена таких компенсаций исключит препятствия со стороны органов власти субъектов РФ  и местного самоуправления в решении вопросов землепользования. Нет уверенности, что отмена компенсаций решит проблемные вопросы перевода земель из одно категории в другую, и не приведет к увеличению иных выплат -  компенсаций, чиновникам.

Грядущее принятие нормы Водного кодекса
 
Комментарий:
Новый Водный кодекс (далее ВК) как и его старая редакция регулируют вопросы водных отношений, а также отношения по ограничению  использования земель примыкающих к водным объектам.  
При этом впервые законодательно, а не подзаконными актами определены виды ограничений, а также  закреплены - Ширина воодоохранных зон и прибрежных защитных полос. Так максимальная ширина водоохранных зон для рек установлена в пределах -500 метров, а ранее это могло быть и более. Заметно снижены размеры прибрежной защитной полосы с ранее установленного максимума в 100 метров до 50 метров.
Ну и конечно же главным достоинством данного документа явилось правило п. 16. ст. 65 о том, что «в границах водоохранных зон допускается проектирование, размещение, строительство ... ». Допускается строительство и в пределах прибрежных защитных полос, но с учетом ограничений установленных актами субъектов РФ. Ранее принятые нормативные акты действуют в рамках не противоречащих новому ВК.
Для девелоперов, это в первую очередь возможность легального освоения высоколиквидных территорий и как следствие выход на рынок нового продукта.
Это естественно конкуренция, инвестиции, инновации и новые виды бизнеса.
Что касается Росприоднадзора и «политического пиара» госп. Митволя, то справедливости ради стоит заметить, что и ранее застройка водоохранных зон была возможна, но с учетом определенных ограничений.  Однако, спокойно «спать», могут те кто при возведении дач, коттеджей не нарушил правовой режим водоохранных и санитарно защитных зон,  а также правил землепользования и застройки.
     Новый ВК не изменил правил землепользования установленных Земельным законодательством и правил застройки установленных Градостроительным законодательством и не исключает возможность издания нормативных актов об ограничении определенных видов деятельности и использования территорий.    
     Концептуально НОВАЯ редакция ВК либерализует отношения в области использования земель, примыкающих к водным объектам и определяет – во-первых, что запрещено, а во-вторых, что строительство возможно.

Законопроект, ограничивающий оборот земли для инфраструктурных проектов.

Комментарий:
1.    В настоящее время общий порядок предоставления земельного участка для целей строительства определен в ст. 30 Земельного кодекса РФ, в которой определены условия предоставления земельных участков и обязанности  органов власти по их предоставлению.
2.    Как правило, земельные участки для строительства объектов инфраструктуры приобретаются структурами «аффилированными» к органам государственной власти и органам местного самоуправления». Такие структуры (предприниматели, коммерческие организации) имеют возможность получать достаточную информацию о различных проектах, связанных со строительством объектов инфраструктуры и  планируемом выделении земельных участков под эти цели.  Используя такую информацию, эти структуры заблаговременно  различными способами приобретают (получают) такие земельные участки.  Как правило, такие сделки (по приобретению земельных участков) осуществляются с нарушением правил выбора земельных участков под строительство (ст.31 ЗК РФ). Победителями торгов и аукционов становятся структуры, в которых заинтересованы недобросовестные должностные лица соответствующих органов государственной власти либо органов местного самоуправления.
3.    В дальнейшем различные организации, заинтересованные в строительстве объектов инфраструктуры вынуждены выкупать эти земли по высокой цене, что ведет к удорожанию проектов, и как следствие к росту стоимости соответствующих услуг.
4.    Проект Федерального закона, направленный на внесение изменений в законодательство, регулирующее вопросы резервирования земель  введет ограничения на оборот земельных участков, позволит изменить ситуацию и исключить в дальнейшем спекуляцию землями, выделенными для  строительства объектов участков.

Поправки в 214-й ФЗ
Вступивший в силу 1апреля 2005 г.  ФЗ № 214, нарушил баланс прав и интересов участников инвестиционных отношений на рынке жилья, что совершенно логично привело к резкому снижению объемов строительства и как следствие в росту цен на него.
       Апрельские поправки 2006 г.  - это попытка реанимировать находящегося в «коме» больного. Но и такие поправки не способны устранить системные ошибки названного закона, и в первую очередь систему жесткой регламентации действий застройщика, что абсолютно,  не свойственно частноправовым отношениям.    Кроме того, гипотетически  заложенное в законе,  снижение рисков и увеличение гарантий дольщиков, объективно не может не отразиться на цене жилья.   
        Апрельская  либерализация инвестиционных отношений реанимирует,  но в ближайшей перспективе (1-2 года)  существенно не изменит общей тенденции на рынке жилья сложившейся в 2005 г. и 1 кв. 2006 г., т.к. привлечение средств инвестиционных институтов  до вхождения в проект дольщиков, никогда не будет носить характер благотворительности.

материал подготовлен инвестиционно-строительным холдингом RODEX GROUP,
Спикер: Сергей Клименко
Директор по корпоративному управлению и правовым вопросам

10 мая 2006 г.

Отзывы по данному материалу

Написать отзыв